Практики осознанности в России: между Востоком и Западом | |
Ярмолюк Роман Романович 1 | |
1.1Тюменский государственный университет | |
Дата поступления 2022.07.06 | Аннотация. Приведен обзор групповых программ, тренингов и интервенций, использующих медитацию для развития осознанности. Показано, что применение техник медитации позволяет решать ряд проблем в образовании, тренинговой и консультационной практике, а методы интервенций на основе осознанности и медитации имеют доказанную пользу в аффективной, когнитивной и клинической сферах. Представлены результаты исследования влияния медитации на развитие осознанности на русскоязычной выборке. Показано, что медитация является рабочим инструментом для развития осознанности, а также выявлены значимые различия в уровне осознанности у людей до и после прохождения тренинга с использованием медитации. |
Ключевые слова исследования молодых ученых, осознанность, медитация, интервенции на основе осознанности, Пятифакторный опросник осознанности, Шкала оценки осознанности и внимательности | |
Библиография 1. Шелковая Н. В. Культуры Запада и Востока: смена парадигмы // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». – 2012. – Т. 24 (65), № 1–2. – С. 196–205. 2. Бенедиктов Н. А., Базурина Е. Н. Запад: социально-философские аспекты противостояния // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2012. – № 1 (3). – С. 119–125. 3. Пономарев А. Д. Дихотомия «Восток – Запад» в российской политической культуре // Концепт. – 2018. – № 10. – С. 243–249. – URL: http://e-koncept.ru/2018/1830 65.htm. 4. Рябченко Н. П. От глобализации к глобальной цивилизации. – Владивосток : Даль-наука, 2012. – 262 c. 5. Гузенина С. В. К вопросу о формировании образа Востока в России // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 2. – С. 112–114. 6. Никитина И. В. Менталитет в цивилизации и культуре Востока и Запада // Глобализация: полемика цивилизаций. – 2009. – № 2 (11). – С. 72–78. 7. Носоченко М. А. Восток-Запад: проблема диалога культур // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). – 2020. – № 2 (24). – С. 40–45. – DOI: 10.32340/2414-9101-2020-2-40-45. 8. Серебренникова А. В. Восток – Запад: гармония и дихотомия // Вестник Университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА). – 2021. – № 5. – С. 162–168. 9. Кореневский А. В., Сень Д. В. Восток и Запад: «…Вместе им не сойтись»? // Новое прошлое. – 2018. – № 1. – С. 214–222. 10. Рысакова Л. Е. Средневековый Восток и Запад: материальная и духовная культура, кросскультурные связи // Успехи современной науки. – 2016. – Т. 1, № 6. – С. 140–143. 11. Kabat-Zinn J. Too Early to Tell: The Potential Impact and Challenges – Ethical and Otherwise – Inherent in the Mainstreaming of Dharma in an Increasingly Dystopian World // Mindfulness. – 2017. – Vol. 8, Iss. 5. – P. 1125–1135. 12. Buchholz L. Exploring the Promise of Mindfulness as Medicine // JAMA. – 2015. – Vol. 314, iss. 13. – P. 1327–1329. – DOI: 10.1001/jama.2015.7023. 13. Stahl B., Goldstein E., Santorelli S., Kabat-Zinn J. Mindfulness-Based Stress Reduction Workbook. – Oakland : New Harbinger Publications, 2010. – 240 p. 14. Cullen M. Mindfulness-Based Interventions: An Emerging Phenomenon // Mindfulness. – 2011. – Vol. 2. – P. 186–193. 15. Segal Z., Williams J. M. G., Teasdale J. Mindfulness-Based Cognitive Therapy for Depression / foreword by J. Kabat-Zinn. – Second Edition. – New York : Guilford Press, 2018. – 471 p. 16. Gotink R. A., Chu P., Busschbach J. J., Ben-son H., Fricchione G. L., Hunink M. G. Stand-ardized mindfulness-based interventions in healthcare: an overview of systematic re-views and meta-analyses of RCTs // PLoS One. – 2015. – Vol. 10, Iss. 4. – P. 1–35. 17. Grossman P., Niemann L., Schmidt S., Walach H. Mindfulness-based stress reduction and health benefits: A meta-analysis // Journal of Psychosomatic Research. – 2004. – Vol. 57. – P. 35–43. 18. Chiesa A., Serretti A. Mindfulness-based stress reduction for stress management in healthy people: a review and meta-analysis // Journal of integrative and Complementary Medicine. – 2009. – Vol. 15, no. 5. – P. 593–600. – DOI: 10.1089/acm.2008.0495. 19. Hofmann S. G., Sawyer A. T., Witt A. A., Oh D. The effect of mindfulness-based therapy on anxiety and depression: A meta-analytic review // Journal of Consulting and Clinical Psychology. – 2010. – Vol. 78, Iss. 2. – P. 169–183. – DOI: 10.1037/ a0018555. 20. Khoury B., Lecomte T., Fortin G., Masse M., Therien P., Bouchard V., Chapleau M. A., Paquin K., Hofmann S. G. Mindfulness-based therapy: a comprehensive meta-analysis // Clinical Psychology Review. – 2013. – Vol. 33, Iss. 6. – P. 763–771. – DOI: 10.1016/j.cpr.2013.05.005. 21. Zenner C., Herrnleben-Kurz S., Walach H. Mindfulness-based interventions in schools – a systematic review and meta-analysis // Frontiers in Psychology. – 2014. – 30 June. – DOI: 10.3389/fpsyg.2014.00603. 22. Klingbeil D. A., Fischer A. J., Renshaw T. L., Bloomfield B. S., Polakoff B., Willenbrink J. B., Copek R. A., Chan K. T. Ef-fects Of Mindfulness Based Interventions On Disruptive Behavior: A Meta Analysis Of Single Case Research // Psychology in the Schools. – 2017. – Vol. 54, Iss. 1. – P. 70–87. 23. Mesmer-Magnus J., Manapragada A., Viswesvaran C., Allen J. W. Trait mindfulness at work: A meta-analysis of the personal and professional correlates of trait mindfulness // Human Performance. – 2017. – Vol. 30, Iss. 2–3. – P. 79–98. 24. Kabat-Zinn J. Mindfulness meditation: What it is, what it isn’t, and its role in health careand medicine // Comparative and Psychological Study on Meditation / Eds. Y. Haruki, Y. Ishii, M. Suzuki. – Delft : Eburon, 1996. – P. 161–170. 25. Важные навыки в периоды стресса : иллюстрир. пособие. – Женева : Всемир. орг. здравоохранения, 2020. – 126 с. – URL: https://www.who.int/docs/default-source/mental-health/sh-2020-rus-3-web.pdf (дата об-ращения: 14.07.2022) 26. Юмартова Н. М., Гришина Н. В. Осознанность (Mindfulness): психологические характеристики и адаптация инструментов измерения // Психологический журнал. – 2016. – Т. 37, № 4. – С. 105–115. | |
Сведения о финансировании и благодарности |
Mindfulness Practices in Russia: between East and West | |
Yarmolyuk Roman Romanovich 1 | |
1.1University of Tyumen | |
Received 2022.07.06 | Abstract. The possibility of developing mindfulness with the help of meditation practices on a Russian-speaking sample is considered. In the format of an educational experiment, training with the use of meditation is applied. Degree of the mindfulness factor is measured using the methods that have been adapted – the Five-Facet Mindfulness Questionnaire and the Mindful Attention Awareness Scale. |
Keywords research of young scientists, mindfulness, meditation, mindfulness-based interventions, Five-Facet Mindfulness Questionnaire, Mindful Attention Awareness Scale | |
References 1. Шелковая Н. В. Культуры Запада и Востока: смена парадигмы // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». – 2012. – Т. 24 (65), № 1–2. – С. 196–205. 2. Бенедиктов Н. А., Базурина Е. Н. Запад: социально-философские аспекты противостояния // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2012. – № 1 (3). – С. 119–125. 3. Пономарев А. Д. Дихотомия «Восток – Запад» в российской политической культуре // Концепт. – 2018. – № 10. – С. 243–249. – URL: http://e-koncept.ru/2018/1830 65.htm. 4. Рябченко Н. П. От глобализации к глобальной цивилизации. – Владивосток : Даль-наука, 2012. – 262 c. 5. Гузенина С. В. К вопросу о формировании образа Востока в России // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 2. – С. 112–114. 6. Никитина И. В. Менталитет в цивилизации и культуре Востока и Запада // Глобализация: полемика цивилизаций. – 2009. – № 2 (11). – С. 72–78. 7. Носоченко М. А. Восток-Запад: проблема диалога культур // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). – 2020. – № 2 (24). – С. 40–45. – DOI: 10.32340/2414-9101-2020-2-40-45. 8. Серебренникова А. В. Восток – Запад: гармония и дихотомия // Вестник Университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА). – 2021. – № 5. – С. 162–168. 9. Кореневский А. В., Сень Д. В. Восток и Запад: «…Вместе им не сойтись»? // Новое прошлое. – 2018. – № 1. – С. 214–222. 10. Рысакова Л. Е. Средневековый Восток и Запад: материальная и духовная культура, кросскультурные связи // Успехи современной науки. – 2016. – Т. 1, № 6. – С. 140–143. 11. Kabat-Zinn J. Too Early to Tell: The Potential Impact and Challenges – Ethical and Otherwise – Inherent in the Mainstreaming of Dharma in an Increasingly Dystopian World // Mindfulness. – 2017. – Vol. 8, Iss. 5. – P. 1125–1135. 12. Buchholz L. Exploring the Promise of Mindfulness as Medicine // JAMA. – 2015. – Vol. 314, iss. 13. – P. 1327–1329. – DOI: 10.1001/jama.2015.7023. 13. Stahl B., Goldstein E., Santorelli S., Kabat-Zinn J. Mindfulness-Based Stress Reduction Workbook. – Oakland : New Harbinger Publications, 2010. – 240 p. 14. Cullen M. Mindfulness-Based Interventions: An Emerging Phenomenon // Mindfulness. – 2011. – Vol. 2. – P. 186–193. 15. Segal Z., Williams J. M. G., Teasdale J. Mindfulness-Based Cognitive Therapy for Depression / foreword by J. Kabat-Zinn. – Second Edition. – New York : Guilford Press, 2018. – 471 p. 16. Gotink R. A., Chu P., Busschbach J. J., Ben-son H., Fricchione G. L., Hunink M. G. Stand-ardized mindfulness-based interventions in healthcare: an overview of systematic re-views and meta-analyses of RCTs // PLoS One. – 2015. – Vol. 10, Iss. 4. – P. 1–35. 17. Grossman P., Niemann L., Schmidt S., Walach H. Mindfulness-based stress reduction and health benefits: A meta-analysis // Journal of Psychosomatic Research. – 2004. – Vol. 57. – P. 35–43. 18. Chiesa A., Serretti A. Mindfulness-based stress reduction for stress management in healthy people: a review and meta-analysis // Journal of integrative and Complementary Medicine. – 2009. – Vol. 15, no. 5. – P. 593–600. – DOI: 10.1089/acm.2008.0495. 19. Hofmann S. G., Sawyer A. T., Witt A. A., Oh D. The effect of mindfulness-based therapy on anxiety and depression: A meta-analytic review // Journal of Consulting and Clinical Psychology. – 2010. – Vol. 78, Iss. 2. – P. 169–183. – DOI: 10.1037/ a0018555. 20. Khoury B., Lecomte T., Fortin G., Masse M., Therien P., Bouchard V., Chapleau M. A., Paquin K., Hofmann S. G. Mindfulness-based therapy: a comprehensive meta-analysis // Clinical Psychology Review. – 2013. – Vol. 33, Iss. 6. – P. 763–771. – DOI: 10.1016/j.cpr.2013.05.005. 21. Zenner C., Herrnleben-Kurz S., Walach H. Mindfulness-based interventions in schools – a systematic review and meta-analysis // Frontiers in Psychology. – 2014. – 30 June. – DOI: 10.3389/fpsyg.2014.00603. 22. Klingbeil D. A., Fischer A. J., Renshaw T. L., Bloomfield B. S., Polakoff B., Willenbrink J. B., Copek R. A., Chan K. T. Ef-fects Of Mindfulness Based Interventions On Disruptive Behavior: A Meta Analysis Of Single Case Research // Psychology in the Schools. – 2017. – Vol. 54, Iss. 1. – P. 70–87. 23. Mesmer-Magnus J., Manapragada A., Viswesvaran C., Allen J. W. Trait mindfulness at work: A meta-analysis of the personal and professional correlates of trait mindfulness // Human Performance. – 2017. – Vol. 30, Iss. 2–3. – P. 79–98. 24. Kabat-Zinn J. Mindfulness meditation: What it is, what it isn’t, and its role in health careand medicine // Comparative and Psychological Study on Meditation / Eds. Y. Haruki, Y. Ishii, M. Suzuki. – Delft : Eburon, 1996. – P. 161–170. 25. Важные навыки в периоды стресса : иллюстрир. пособие. – Женева : Всемир. орг. здравоохранения, 2020. – 126 с. – URL: https://www.who.int/docs/default-source/mental-health/sh-2020-rus-3-web.pdf (дата об-ращения: 14.07.2022) 26. Юмартова Н. М., Гришина Н. В. Осознанность (Mindfulness): психологические характеристики и адаптация инструментов измерения // Психологический журнал. – 2016. – Т. 37, № 4. – С. 105–115. | |
Acknowledgements |
Сведения об авторах Ярмолюк Роман Романович 1.1 |
About the authors Yarmolyuk Roman Romanovich 1.1 |