Скачать PDF
Особенности самооценки, тревожности и эмпатии у младших школьников с разным уровнем агрессии
Купченко Виктория Евгеньевна 1, Зинченко Светлана Николаевна 2
1.1Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского(Омск); 2.1БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» (Омск);
Дата поступления
2022.07.26
Аннотация. Дается описание агрессивного поведения у младших школьников на основании применения карты наблюдений проявления агрессии, составленной на основе опросника Басса – Дарки и предназначенной для педагогов, а также на основании проективного метода Hand-test (адаптация Т. Н. Курбатовой). Исследованы различия в самооценке, тревожности и эмпатии у младших школьников с разным уровнем агрессии. Обнаружены значимые различия в самооценке и эмпатии у детей младшего школьного возраста с разным уровнем агрессии. Значимых различий в показателе и уровне тревожности у младших школьников с разным уровнем агрессии не обнаружено.
Ключевые слова
возрастная психология и психология развития, агрессия; тревожность; самооценка; эмпатия, младший школьный возраст

Библиография
1. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М. : АСТ ; СПб. : Прайм-Еврознак, 2009. – 811 с. 2. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека : учеб.-метод. пособие. – М. : Просвещение, 2000. – 343 с. 3. Никиреев Е. М. Направленность личности и методы ее исследования : учеб. пособие по дисциплине «Психология». – М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2004. – 190 с. 4. Курбатова Т. Н., Муляр О. И. Проективная методика исследования личности “Hand-test” : метод. рук. – СПб. : ГМНППП «ИМАТОН», 2001. – 64 с. 5. Прихожан А. М. Применение методов прямо-го оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик : сб. науч. тр. – М. : Изд. АПН СССР, 1988. – С. 110–128. 6. Исследование комфортности и безопасности условий обучения: Диагностический про-филь / авт.-сост. Л. Ф. Агеева, А. В. Вольтов, Т. В. Купреничева, Е. В. Матюхина. –СПб. : Шк.-интернат № 9, 2013. – Вып. 4. –93 с. 7. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка : учеб.-метод. пособие. – Великий Новгород : НовГУ Ярослава Мудро-го, 2000. – 88 с. 8. Боголюбская Л. А., Хухлаева О. В. Подходы к изучению проявления гнева и агрессии в работах зарубежных исследователей // Но-вое в психолого-педагогических исследованиях. – 2017. – № 3. – С. 47–54. 9. Анисимова Т. А. Агрессия и ее проявление в младшем школьном возрасте // NovaUm.Ru. – 2022 – № 36. – С. 118–122. 10. Кочнева Е. М., Зайцева Д. С., Алимирзоева Л. М. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция неконструктивных форм поведения младших школьников // Мир науки. – 2021. – Т. 9, № 3. – DOI: 10.15862/30PDMN321. 11. Richardson D. R., Hammock G. S., Smith S. M., Gardner W., Signo M. Empathy as a cognitive inhibitor of interpersonal aggression // Aggressive behavior. – 1994. – Vol. 20, no. 4. – P. 275–289. – DOI: 10.1002/1098-2337(1994) 20:4<275::AID-AB2480200402>3.0.CO;2-4. 12. Strayer J., Roberts W. Empathy and observed anger and aggression in five-year-olds // Social Development. – 2004. – Vol. 13, no. 1. – P. 1–13. – DOI: 10.1111/j.1467-9507.2004. 00

Сведения о финансировании и благодарности
Features of Self-Estimation, Anxiety and Empathy in Younger Schoolchildren with Different Level of Aggression
Kupchenko Victoria Evgenievna 1, Zinchenko Svetlana Nikolaevna 2
1.1Dostoevsky Omsk State University(Omsk); 2.1School 56(Omsk);
Received
2022.07.26
Abstract. The article describes aggressive behavior in younger schoolchildren based on the use of a map of observations of manifestations of aggression, compiled on the basis of the Bass-Darky questionnaire and intended for teachers, as well as on the basis of the projective method “Hand-test” (adaptation by T. N. Kurbatova). Differences in self-esteem, anxiety and empathy in younger schoolchildren with different levels of aggression were studied. Significant differences in self-esteem and empathy were found in children of primary school age with different levels of aggression. There were no significant differences in the indicator and level of anxiety among younger schoolchildren with different levels of aggression.
Keywords
age and developmental psychology, aggression; anxiety; self-esteem; empathy, primary school age

References
54.x. 1. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М. : АСТ ; СПб. : Прайм-Еврознак, 2009. – 811 с. 2. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека : учеб.-метод. пособие. – М. : Просвещение, 2000. – 343 с. 3. Никиреев Е. М. Направленность личности и методы ее исследования : учеб. пособие по дисциплине «Психология». – М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2004. – 190 с. 4. Курбатова Т. Н., Муляр О. И. Проективная методика исследования личности “Hand-test” : метод. рук. – СПб. : ГМНППП «ИМАТОН», 2001. – 64 с. 5. Прихожан А. М. Применение методов прямо-го оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик : сб. науч. тр. – М. : Изд. АПН СССР, 1988. – С. 110–128. 6. Исследование комфортности и безопасности условий обучения: Диагностический про-филь / авт.-сост. Л. Ф. Агеева, А. В. Вольтов, Т. В. Купреничева, Е. В. Матюхина. –СПб. : Шк.-интернат № 9, 2013. – Вып. 4. –93 с. 7. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка : учеб.-метод. пособие. – Великий Новгород : НовГУ Ярослава Мудро-го, 2000. – 88 с. 8. Боголюбская Л. А., Хухлаева О. В. Подходы к изучению проявления гнева и агрессии в работах зарубежных исследователей // Но-вое в психолого-педагогических исследованиях. – 2017. – № 3. – С. 47–54. 9. Анисимова Т. А. Агрессия и ее проявление в младшем школьном возрасте // NovaUm.Ru. – 2022 – № 36. – С. 118–122. 10. Кочнева Е. М., Зайцева Д. С., Алимирзоева Л. М. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция неконструктивных форм поведения младших школьников // Мир науки. – 2021. – Т. 9, № 3. – DOI: 10.15862/30PDMN321. 11. Richardson D. R., Hammock G. S., Smith S. M., Gardner W., Signo M. Empathy as a cognitive inhibitor of interpersonal aggression // Aggressive behavior. – 1994. – Vol. 20, no. 4. – P. 275–289. – DOI: 10.1002/1098-2337(1994) 20:4<275::AID-AB2480200402>3.0.CO;2-4. 12. Strayer J., Roberts W. Empathy and observed anger and aggression in five-year-olds // Social Development. – 2004. – Vol. 13, no. 1. – P. 1–13. – DOI: 10.1111/j.1467-9507.2004. 00254.x.

Acknowledgements
Сведения об авторах
Купченко Виктория Евгеньевна
1.1. доцент , кафедра общей и социальной психологии , Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Адрес для корреспонденции: Омск

Зинченко Светлана Николаевна
2.1. педагог-психолог БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов»
Адрес для корреспонденции: Омск
About the authors
Kupchenko Victoria Evgenievna
1.1. Associate Professor, Department of General and Social Psychology, Dostoevsky Omsk State University
Postal address: Omsk

Zinchenko Svetlana Nikolaevna
2.1. teacher-psychologistSchool 56
Postal address: Omsk
Поиск
Свежий выпуск
Авторам