Скачать PDF
Этноконфессиональные процессы в Республике Казахстан в 1991 –начале 2010-х гг.
Абдулина Аксункар Турсуновна 1
1.1Институт истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова (Алматы);
Дата поступления
2021.09.27
Аннотация. Изучаются основные тенденции этноконфессиональных процессов, традиций и инноваций в сфере религиозной обрядности сельского населения в Казахстане с начала 1990-х гг., в сложный период становления суверенного государства и трансформации социально-экономических основ казахстанского общества, до начала 2010-х гг. Анализ конфессиональных процессов в Казахстане показал существенный рост престижа религии, воспринимаемой положительно представителями различных этносов. В отношении конфессиональной принадлежности доминировали ислам и православие, что связано с преобладанием казахов и русских в национальном составе населения. Однако часть казахов и русских перешли из ислама и православия в протестантизм, буддизм и прочие конфессии, что свидетельствует о гетерогенности конфессий в современном Казахстане. Изучение религиозной идентификации в аспекте отношения к религии выявило, что в силу прерванных советским режимом культурных традиций религиозное поведение большинства населения является пассивным, так как активными верующими, исполняющими все религиозные каноны, является лишь небольшая группа, в этническом плане среди европейских этносов более религиозны немцы, а среди восточных – уйгуры. Что касается религиозной обрядности, то в быт большинства казахстанцев вошли главные религиозные праздники и религиозные обряды семейного цикла. Религия становится важным культурным феноменом.
Ключевые слова
этнография, межэтническое согласие; обряд; религиозность; толерантность; традиция; этнос; этнокультурные процессы; этноконфессиональные процессы

Библиография
1. Малинин Г. В., Дунаев В. Ю., Нурмуратов С. Е. Казахстанское общество и социальное прогнозирование: социологическое измерение. – Алматы, 2001. – 186 с. 2. Трофимов Я. Ф. Религия в Казахстане : учеб. пособие. – Алматы : ƏділетПресс, 1996. – 157 с. 3. Шаймерденова Н. Ж., Авакова Р. А. Язык и этнос : учеб. пособие. – Алматы : Қазақ университеті, 2004. – 248 с. 4. Абуов А. П., Смагулов Е. М. Религии в Казахстане. – Астана, 2011. – 225 с. 5. Садыкова С. Ш. Основные сложившиеся типы современных мечетей Казахстана // DSpace Repository : Репозиторий Евраз. нац. ун-та им. Л. Н. Гумилёва. – 2012. – URL: https://dspace.enu.kz/handle/data/2290 (дата обращения: 20.07.2021). 6. Мустафаева А. А. Исламское возрождение в Казахстане в 90-е годы ХХ века // Вестник КазНУ. Серия востоковедения. – 2013. – № 4 (65). – С. 19–23. 7. Межнациональные и межконфессиональные отношения в Республике Казахстан (по результатам социологического исследования). – Алматы : КИСИ при Президенте РК, 2010. – 90 с. 8. Коновалов А. П., Нанбекова Н. С. Особенности проявления истории разрешения национальных противоречий в сознании казахстанцев. На примере социологических иссдледований в Семипалатинском регионе Восточно-Казахстанской области (2004–2006 гг.). – Семипалатинск, 2006. – 52 с. 9. Гужвенко Ю. Н. Восточный Казахстан: этносоциальные отношения в 1990-начале 2000-х годов. – М. : Восточная литература, 2009. – 199 с. 10. Телебаев Г. Т. Этно-религиозная идентификация населения г. Алматы : метод. пособие. – Алматы, 2006. – 107 с.

Сведения о финансировании и благодарности
Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки (ныне Министерство науки и высшего образования) Республики Казахстан в рамках проекта проведения научных исследований ИРН OR11465477 «Разработка краткой истории Казахстана для иностранной аудитории».
Ethno-Confessional Processes in the Republic of Kazakhstan
T. Aksunkar Abdulina 1
1.1Ch. Valikhanov Institute of History and Ethnology (Almaty);
Received
2021.09.27
Abstract. The article posed the task of studying the main trends of ethnoconfessional processes, traditions and innovations in the sphere of religious ritual of the rural population in Kazakhstan from the early 1990s, during the difficult period of the formation of a sovereign state and the transformation of the socioeconomic foundations of Kazakhstan society. The analysis of confessional processes in Kazakhstan showed a significant increase in the prestige of religion, which is perceived positively by representatives of various ethnic groups. Religious affiliation was dominated by Islam and Orthodoxy, due to the predominance of Kazakhs and Russians in the population. However, part of the Kazakhs and Russians switched from Islam and Orthodoxy to Protestantism, Buddhism and other faiths, which indicates the heterogeneity of faiths in modern Kazakhstan. A study of religious identification in relation to religion revealed that, due to cultural traditions interrupted by the Soviet regime, the religious behavior of the majority of the population is passive, since there are only a small group of active believers who fulfill all religious canons, ethnically more religious among European ethnic groups – Germans and the Eastern – the Uyghurs. As for religious rituals, the main religious holidays and religious rites of the family cycle have entered into the life of most Kazakhstanis. Religion is becoming an important cultural phenomenon.
Keywords
ethnography, interethnic harmony; rite; religiosity; tolerance; tradition; ethnos; ethnocultural processes; ethnoconfessional processes

References
1. Malinin G.V., Dunaev V.Yu., Nurmuratov S.E. Kazakhstanskoe obshchestvo i sotsial’noe prognozirovanie: sotsiologicheskoe izmerenie [Kazakhstan Society and Social Forecasting: Sociological Dimension], Almaty, 2001, 186 p. (in Russian). 2. Trofimov Ya.F. Religiya v Kazakhstane [Religion in Kazakhstan], textbook, Almaty, ƏdіletPress Publ., 1996, 157 p. (in Russian). 3. Shaimerdenova N.Zh., Avakova R.A. Yazyk i etnos [Language and Ethnos], textbook, Almaty, Kazakh University Publ., 2004, 248 p. (in Russian). 4. Abuov A.P., Smagulov E.M. Religii v Kazakhstane [Religions in Kazakhstan], Astana, 2011, 225 p. (in Russian). 5. Sadykova S.Sh. Osnovnye slozhivshiesya tipy sovremennykh mechetei Kazakhstana [The main established types of modern mosques in Kazakhstan]. DSpace Repository, 2012, available at: https://dspace.enu.kz/handle/data/2290 (accessed: 20.07.2021). (in Russian). 6. Mustafaeva A.A. The Islamic revival in Kazakhstan in the 90s of the 20th century. KazNU Bulletin. Oriental Series, 2013, no. 4 (65), pp. 19-23. (in Russian). 7. Mezhnatsional’nye i mezhkonfessional’nye otnosheniya v Respublike Kazakhstan (po rezul’tatam sotsiologicheskogo issledovaniya) [Interethnic and interfaith relations in the Republic of Kazakhstan (based on the results of sociological research)], Almaty, Kazakhstan Institute of Scientific Research under the President of the Republic of Kazakhstan Publ., 2010, 90 р. (in Russian). 8. Konovalov A.P., Nanbekova N.S. Osobennosti proyavleniya istorii razresheniya natsional’nykh protivorechii v soznanii kazakhstantsev. Na primere sotsiologicheskikh issdledovanii v Semipalatinskom regione Vostochno-Kazakhstanskoi oblasti (2004–2006 gg.) [Features of the manifestation of the history of resolving national contradictions in the minds of Kazakhstanis. On the example of sociological research in the Semipalatinsk region of the East-Kazakh Oblast (2004-2006)], Semipalatinsk, 2006, 52 p. (in Russian). 9. Guzhvenko Yu.N. Vostochnyi Kazakhstan: etnosotsial’nye otnosheniya v 1990 – nachale 2000-kh godov [East Kazakhstan: ethnosocial relations in the 1990s and early 2000s], Moscow, Vostochnaya literature Publ., 2009, 199 р. (in Russian). 10. Telebaev G.T. Etno-religioznaya identifikatsiya naseleniya g. Almaty [Ethno-religious identification of the population of Almaty], methodological guide, Almaty, 2006, 107 р. (in Russian).

Acknowledgements
Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки (ныне Министерство науки и высшего образования) Республики Казахстан в рамках проекта проведения научных исследований ИРН OR11465477 «Разработка краткой истории Казахстана для иностранной аудитории».
Сведения об авторах
Абдулина Аксункар Турсуновна
1.1. кандидат исторических наук, Отдел этнологии и антропологии , Институт истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова
Адрес для корреспонденции: 050010, Алматы, ул. Шевченко, 28
About the authors
T. Aksunkar Abdulina
1.1. PhD in Historical Sciences, Department of Ethnology and Anthropology , Ch. Valikhanov Institute of History and Ethnology
Postal address: 050010, Almaty, 28, Shevchenko ul.
Поиск
Свежий выпуск
Авторам