Рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития подростков: формирование адаптивных копинг-стратегий | |
Иванова Ирина Викторовна 1 | |
1.1Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского | |
Дата поступления 2020.08.20 | Аннотация. В статье представлена идея рефлексивно-ценностного подхода как нового методологического подхода в педагогике, ориентированного на педагогическое сопровождение саморазвития подростков через формирование их готовности к экзистенциальному проектированию как созданию проекта собственной жизни, основанном на осознанном самостоятельном выборе, и его реализации в имеющихся условиях. Важным фактором саморазвития выступает преодоление, формирующее адаптивные копинг-стратегии, наличие которых позволит подростку не бояться трудностей, возникающих на пути достижения цели, а также наращивать личностные ресурсы, выступающие необходимым условием адаптации и самовыражения в постоянно меняющемся мире. Особое внимание отводится организации такой образовательной среды, в которой последовательно проводится педагогическая работа, направленная на формирование нравственных ценностей как ориентира, задающего вектор саморазвития личности и построение соответствующих копинг-стратегий. |
Ключевые слова психология ответственности личности, выбор, саморазвитие, готовность, рефлексивно-ценностный подход, педагогическое сопровождение, копинг-стратегии | |
Библиография 1. Carr A. Positive Psychology and You: A Self-Development Guide. – 1st ed. – London : Routledge, 2019. – 428 p. 2. Ng T. Experiences of Chinese young people in devising their self-development plans in Hong Kong: a qualitative study // Asia Pacific Journal of Educators and Education. – 2019. — Vol. 34. – P. 167–185. 3. Zhan Y., Wan Z. College Students' Possible L2 Self Development in an EFL Context during the Transition Year // English Language Teaching. – 2016. – Vol. 9. – № 1. – P. 41–50. 4. Рожков М. И., Иванова И. В. Рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития школьников // Педагогика. – 2020. – Т. 84. – № 8. – С. 63–72. 5. Борытко Н. М. Диагностическая деятельность педагога. – М. : Академия, 2006. – 288 с. 6. Lazarus R. The theory of stress and psychophysiological studies // Emotional stress. – Moscow, 1970. – P. 178–209. 7. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. – № 5. – С. 20–30. 8. Крюкова Т. Л. Психология совладания в разные периоды жизни : моногр. – Кострома : КГУ им. Н. А. Не 9. Набиуллина Р. Р., Тухтарова И. В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом : учеб. пособие. – Казань : Каз. гос. мед. акад., 2003. – 98 с. 10. Хазова С. А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25. – № 5. – С. 59–69. 11. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции : психометрические характеристики и возможности применения методики cope // Психология. Журнал ВШЭ. – 2013. – Т. 10. – № 1. – С. 82–118. 12. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций : моногр. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с. 13. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. – СПб. : Питер, 2004. – 539 с. 14. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психозащита // Психологический журнал. – 1994. – Т. 15. – № 1. – С. 3–18. 15. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М. : Мысль, 1991. – 300 с. 16. Крюкова Т. Л. Человек как субъект совладающего поведения // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы : сб. науч. ст. – М., 2008. – С. 138–152. 17. Сергиенко Е. А. Субъектная регуляция совладающего поведения: Современное состояние и перспективы. – М. : Ин-т психологии РАН, 2008. – 273 с. 18. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности : учеб. пособие. – Калининград : Изд-во КГУ, 2000. – 572 с. 19. Шакуров Р. Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). – Казань, 2001. – 136 с. 20. Крюкова Т. Л. О методологии исследования и адаптации опросника диагностики совладающего (копинг) поведения // Психология и практика : cб. науч. тр. / отв. ред. В. А. Соловьева. – Кострома : Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. – С. 70–82. 21. Нартова-Бочавер С. К. “Coping behavior” в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. – № 5. – С. 20–30. 22. Фролова С. В. Исследование стратегий преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте // Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. – Саратов, 2005. – С. 10–18. | |
Сведения о финансировании и благодарности Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00616. |
Reflexive-Value Approach to Pedagogical Support of Self-Development of Adolescents: The Formation of Adaptive Coping Strategies | |
Ivanova Irina Viktorovna 1 | |
1.1Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky | |
Received 2020.08.20 | Abstract. The article presents the idea of a reflexive-value approach as a new methodological approach in pedagogy, focused on pedagogical support of self-development of adolescents through the formation of their readiness for existential design as creating a project of their own life based on a conscious independent choice, and its implementation in the existing conditions. An important factor in selfdevelopment is overcoming, which forms adaptive coping strategies, the presence of which will allow the adolescent not to be afraid of the difficulties arising on the way to achieving the goal, as well as to build up personal resources, which are a necessary condition for adaptation and self-expression in a constantly changing world. Particular attention is paid to the organization of such an educational environment in which pedagogical work is purposefully carried out, aimed at the formation of moral value orientations as a vector that sets the direction of personality self-development and the formation of appropriate coping strategies. |
Keywords personal responsibility psychology, choice, self-development, readiness, reflexive-value approach, pedagogical support, coping strategies | |
References 1. Carr A. Positive Psychology and You: A Self-Development Guide. – 1st ed. – London : Routledge, 2019. – 428 p. 2. Ng T. Experiences of Chinese young people in devising their self-development plans in Hong Kong: a qualitative study // Asia Pacific Journal of Educators and Education. – 2019. — Vol. 34. – P. 167–185. 3. Zhan Y., Wan Z. College Students' Possible L2 Self Development in an EFL Context during the Transition Year // English Language Teaching. – 2016. – Vol. 9. – № 1. – P. 41–50. 4. Рожков М. И., Иванова И. В. Рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития школьников // Педагогика. – 2020. – Т. 84. – № 8. – С. 63–72. 5. Борытко Н. М. Диагностическая деятельность педагога. – М. : Академия, 2006. – 288 с. 6. Lazarus R. The theory of stress and psychophysiological studies // Emotional stress. – Moscow, 1970. – P. 178–209. 7. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. – № 5. – С. 20–30. 8. Крюкова Т. Л. Психология совладания в разные периоды жизни : моногр. – Кострома : КГУ им. Н. А. Не 9. Набиуллина Р. Р., Тухтарова И. В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом : учеб. пособие. – Казань : Каз. гос. мед. акад., 2003. – 98 с. 10. Хазова С. А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25. – № 5. – С. 59–69. 11. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции : психометрические характеристики и возможности применения методики cope // Психология. Журнал ВШЭ. – 2013. – Т. 10. – № 1. – С. 82–118. 12. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций : моногр. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с. 13. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. – СПб. : Питер, 2004. – 539 с. 14. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психозащита // Психологический журнал. – 1994. – Т. 15. – № 1. – С. 3–18. 15. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М. : Мысль, 1991. – 300 с. 16. Крюкова Т. Л. Человек как субъект совладающего поведения // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы : сб. науч. ст. – М., 2008. – С. 138–152. 17. Сергиенко Е. А. Субъектная регуляция совладающего поведения: Современное состояние и перспективы. – М. : Ин-т психологии РАН, 2008. – 273 с. 18. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности : учеб. пособие. – Калининград : Изд-во КГУ, 2000. – 572 с. 19. Шакуров Р. Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). – Казань, 2001. – 136 с. 20. Крюкова Т. Л. О методологии исследования и адаптации опросника диагностики совладающего (копинг) поведения // Психология и практика : cб. науч. тр. / отв. ред. В. А. Соловьева. – Кострома : Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. – С. 70–82. 21. Нартова-Бочавер С. К. “Coping behavior” в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. – № 5. – С. 20–30. 22. Фролова С. В. Исследование стратегий преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте // Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. – Саратов, 2005. – С. 10–18. | |
Acknowledgements Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00616. |
Сведения об авторах Иванова Ирина Викторовна 1.1 |
About the authors Ivanova Irina Viktorovna 1.1 |